
Центр Экстремальной Журналистики 

             MEMO 98 

 

Первый отчет об освещении российской политической жизни в избранных СМИ 

Выпущен 27 апреля, 2006 года 

Центр экстремальной журналистики является  информационно-аналитической 
структурой в составе Союза журналистов России, занимающейся мониторингом 
ситуации со свободой слова и СМИ в России и других странах СНГ, которая постоянно 
следит за освещением российской политической жизни в избранных СМИ. Данный 
проект осуществляется при поддержке MEMO 98 – Словацкой организацией, 
специализирующейся на мониторинге СМИ 

Центр экстремальной журналистики стремится оценить достижения СМИ в 
объективном отображении общественной жизни и распространении беспристрастной 
информации о важнейших политических событиях, происходящих в обществе. 
Результаты, получаемые в рамках проекта, обрабатываются в соответствии с хорошо 
отработанной и ясной методикой и не используются для поддержки какой-либо 
политической партии, а служат для поддержки в целом честности политического и 
информационного пространства.  

СМИ должны служить площадкой для обмена мнениями, публичных обсуждений, 
противостояния и критики, давая возможность общественности лучше понять мнения 
различных политических партий, президента и правительства. Давая возможность 
политикам  донести обществу свои идеи и предоставляя информацию о политических 
партиях, кандидатах и важных политических вопросах, СМИ – как основной источник 
политической информации – играют важную как основной источник политической 
информации. 

Поэтому СМИ должны следовать принципам журналистской этики, объективности и 
независимости, принятым в демократических странах, признающих принципы свободы 
слова и прессы, должны сопротивляться давлению извне и изнутри, которое стремится 
редактировать и подправлять информацию для создания положительного или 
отрицательного образа политических организаций или их самих. Принцип свободы 
слова и ответственности подразумевает, что свобода СМИ требует от журналистов, 
редакторов, изготовителей и владельцев ответственности за форму и содержание своих 
материалов, а также их последствия.  

СМИ должны получать от правительства гарантию своего права собирать и сообщать 
объективную информацию без силового давления и угроз и без предвзятых и 
дискриминационных препятствий или цензуры информации во время избирательной 
кампании. Власти должны воздерживаться от вмешательства в деятельность 
журналистов и других работников прессы с целью повлиять на их работу. Руководство 
и владельцы СМИ должны принять принципы журналистской этики и независимости и 
не должны оказывать давление на своих сотрудников, чтобы заставить их отойти от 
этих принципов. Хотя все СМИ должны предоставлять объективную картину, для 
государственных СМИ особенно важно следовать еще более жестким критериям, 



 2

поскольку их финансирует общество. Граждане платят за их работу и, следовательно, 
на общественных СМИ лежит юридическая и моральная ответственность действовать в 
интересах общественности, а не в интересах партий или своих собственных.  

1 марта Центр экстремальной журналистики начал мониторинг пяти государственных 
телеканалов (принадлежащие государству Первый канал, Россия и ТВЦ; двух 
контролированных государством каналов, НТВ и Ren TV) и четырех газет (две 
государственных газеты Российская газета и Парламентская газета и две 
независимые газеты, Коммерсант и Комсомольская правда) используя количественный 
и  качественный анализ1. При количественном анализе определяется общее количество 
времени и место, которые уделяются освещению политических тем в обследуемых 
СМИ. При качественном анализе оценивается, является ли освещение политических 
тем, президента и правительства положительным, отрицательным или нейтральным. 

После четырех недель мониторинга, Центр экстремальной журналистики не нашел 
заметных отличий между освещением разными СМИ политических тем, президента и 
правительства. Далее приводится первый из отчетов, которые Центр экстремальной 
журналистики будет выпускать периодически.  

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ 

• Президент Путин, правительство и правящая партия очень активно 
освещаются в изучаемых национальных телеканалах 

• В четырех изучаемых принадлежащих государству телеканалах 
власти посвящено около  90% главных новостей  

• Освещение президента Путина в трех принадлежащих государству 
телеканалах и частном НТВ было исключительно положительным  

Государственные телеканалы 

Финансируемые государством телеканалы посвятили основные новости работе 
действующего президента, правительства и Единой России. За четыре недели 
мониторинга, финансируемый государством Первый канал посвятил 91% своих 
политических новостей властям. 71% этих новостей были положительными по тону и 
28% нейтральными. За тот же период противники действующей власти (СПС, Яблоко, 
Республиканская партия, прочие2), а также коммунисты получили в общей сложности 
только 2% от времени, и их освещение было в основном негативным.  

Другие два финансируемые государством телеканала действовали похожим образом. 
Например, канал Россия, другой финансируемый государством канал, вещающий на 
всю страну, посвятил 88% своих новостей в прайм-тайм деятельности президента 
Путина (19%), правительства (53%), правящей Единой России (14%) и администрации 
президента (2%). Материалы были почти во всех случаях положительными или 
нейтральными. Напротив, противники правящей власти (СПС, Яблоко, 
Республиканская партия, другие) получили только 0,6% эфирного времени, и их 
освещение было в основном негативным.  

                                                           
1 Мониторинг электронных СМИ сосредоточился на новостях в прайм-тайм – самых важных источниках информации. Мониторинг 
печатных СМИ, которое будет представлено в следующем отчете, включал все важные статьи на политические темы. 
2 Другие – политики, широко известные как противники действующей власти, но не являющиеся членами зарегистрированных 
партий. В их число входят Березовский, Каспаров, Касьянов, Ходорковский, Хакамада, Лимонов.  



 3

ТВ-Центр, телеканал, принадлежащий администрации города Москвы, уделил 90% 
времени в новостях в прайм-тайм освещению деятельности президента Путина (31%), 
правительства (42%), Единой России (16%) и администрации президента (1%), причем 
это освещение было открыто положительным и нейтральным, хотя в отличие от 
финансируемых государством каналов, ТВ-Центр выделил время для критического 
освещения кабинета министров (8%). Напротив, политические противники властей и 
КПРФ получили только по 2% такого эфирного времени, и их освещение было в 
основном негативным или нейтральным.  

ТВ-каналы с национальным охватом 

За четыре недели мониторинга Центр экстремальной журналистики обнаружил 
существенные различия между освещением изучаемыми ТВ-каналами политических 
тем, президента и правительства. В то время как канал НТВ в целом действовал похоже 
с финансируемыми государством ТВ-каналами, Ren-TV выделил больше эфирного 
времени для политических противников президента Путина и его правящей партии 
Единая Россия.  

НТВ посвятило 88% времени для политических новостей в прайм-тайм деятельности 
президента Путина (25%), правительства (51%), Единой России (11%) и администрации 
президента (1%). Тон такого освещения был опять же в основном положительным или 
нейтральным.  

Хотя Ren-TV, еще один ТВ-канал с национальным охватом, посвятил большую часть 
времени для новостей в прайм-тайм деятельности президента Путина (10%), 
правительства (38%), Единой России (16%), эти цифры существенно ниже, чем у 
других четырех каналов с национальным охватом. Политические противники власти и 
КПРФ получили в сумме 19% времени. Качественный анализ также показывает, что 
этот канал был более объективным в освещении правительства и основных 
политических сил. Например, группа, проводящая мониторинг, оценила, что 19% 
времени для новостей в прайм-тайм было посвящено положительным по тону 
новостям, а 23% отрицательным.  

Региональные СМИ – Санкт-Петербург 

Ситуация со СМИ в регионах существенно разнится – от более свободной до очень 
ограничивающей среды. Большая часть региональных СМИ финансово зависят от 
местных властей. Были отмечены серьезные различия  между двумя изучаемыми  
каналами Санкт-Петербурге при освещении политических тем, действующего 
президента и государственных властей. 

Пятый канал, телеканал, финансируемый региональной администрацией Санкт-
Петербурга, посвятил 94% новостного времени в прайм-тайм проправительственным 
силам, включая администрацию Санкт-Петербурга (63%), президента Путина (11%), 
администрацию президента (7%), правительству (5%), Единой России (8%) 
исключительно в нейтральном или положительном тоне. Напротив, Демократичесая 
Фракция, состоящая из Яблока и СПС, получили только 4% от такого времени, и их 
освещение было в основном нейтральным или позитивным. 

Находящийся в частных руках канал СТО предоставлял своим зрителям более 
объективное освещение основных политических сил и властей государства. За четыре 



 4

недели мониторинга СТО выделил 17% времени освещению правительства, 33% – 
региональной администрации Санкт-Петербурга, 9% – Единой России, 6% – президента 
Путина и 3% – администрации президента. Политические противники властей, включая 
демократов (Яблоко и СПС) и КПРФ получили соответственно 15% и 1% от новостного 
времени в прайм-тайм. Группа по проведению мониторинга оценила, что почти 40% 
освещения президента Путина было негативным. Освещение правительства было также 
преимущественно негативным.  

Заключение 

Это первый из отчетов, которые Центр экстремальной журналистики будет выпускать 
периодически. Данные после первого месяца мониторинга, проводимого ЦЭЖ, 
показали, что в уделяемом политическим темам времени и тоне их освещения 
существуют существенные различия. Наши данные также показывают, что большая 
часть изучаемых СМИ часто не предоставляет россиянам разные точки зрения в 
конкретных сюжетах. СМИ не служат площадкой для обмена мнениями, публичных 
дебатов, противостояния, расследований и комментариев, которая могла бы 
предоставить публике информированное, аналитическое и взвешенное освещение 
политических тем и властей государства.  


